ЖУРАВЕЛЬ Алексей Яковлевич
Бортовой инженер-инструктор, майор. В 81 втап с момента формирования до 4 мая 1978 года. Летал на самолёте СССР-09310.

Я начал службу в 229 втап в сентябре 1960 года на должностях технического состава. Затем перешёл на борт и летал бортовым техником-инструктором на самолёте Ан-12Б. В июле 1969 года был зачислен в 5 авиационную эскадрилью 229 втап, на базе которой 31 января 1970 года был сформирован 81 втап, т.е. служил в полку с момента его формирования. Одним из первых освоил Ан-22, которыми был вооружён полк. Участвовал в выполнении многих заданий правительства, в том числе неоднократно перевозил технику в Париж на выставку авиационной техники и космических аппаратов, несколько раз летал на Кубу.

В 1969 году на вооружение 81 втап поступили 3 первых Ан-22: №№ 08, 09, 10. Когда мы начали эксплуатировать эти самолёты, то скоро убедились в том, что машины очень "сырые". На подготовку к полётам уходило 2 дня напряжённой работы всех сил технических экипажей и групп обслуживания. В день полётов не каждый самолёт выполнял запланированное количество вылетов из-за отказа какого-нибудь оборудования. Специалисты всех служб делали всё возможное, чтобы самолёты не простаивали, а летали.

В связи с этим хочу рассказать о майоре Булгакове Григории Петровиче, который переучился на самолёт Ан-22 в первой группе. Он был первым инженером эскадрильи, первой и единственной на тот момент в полку. Майор Булгаков был высококлассным специалистом и по-своему любил авиацию, в которой дослужил до пенсионного возраста. Булгаков был просто одержим службой, был большим непоседой. Он ревностно относился к своим служебным обязанностям, особенно во время подготовки самолётов к полётам. Никогда в службе у него не оставалось вопросов без ответов, был обязательным человеком. Григорий Петрович сделал очень много для повышения боеготовности самолётов эскадрильи. Всем нам помогал более качественно осваивать самолёт Ан-22. Был инициативным, требовательным, справедливым и вообще очень хорошим человеком.

В июле 1970 года экипаж майора Агеева с инструктором майором Бояринцевым полетел в Перу. Для обслуживания самолёта на аэродромах промежуточной посадки с этим экипажем полетела группа авиационных специалистов эскадрильи. Эту группу просто не мог не возглавить майор Булгаков Григорий Петрович. Погиб вместе с экипажем. Светлая всем им память.

Этот случай произошел в 1971 году. В полку, на аэродроме Иваново (Северный) были запланированы ночные полёты. По плановой таблице с наступлением ночи наш самолёт Ан-22 СССР-09310 должен был взлетать первым. В составе экипажа были: командир корабля Панов В.И., помощник командира корабля Рыбкин В.Н., штурман ЧЧигин В.Л., бортовой инженер-инструктор Журавель А.Я. При выполнении взлёта во второй половине разбега было обнаружено, что у всего экипажа не работают приборы указателя скорости. Все мы визуально видели, что самолёт интенсивно набирает скорость, но стрелки указателя скорости показывали "0 км/ч". Прекращать взлёт и тормозить было уже поздно. Паники не было, но, мягко говоря, волновались все. Командир корабля Панов Валерий Иванович мгновенно оценил обстановку и принял единственное правильное решение продолжить взлёт с неработающими приборами. Тут же по СПУ прозвучали очень спокойные и хладнокровные слова командира, обращённые ко всему экипажу: "Мужики, не волнуйтесь и успокойтесь. Всё будет нормально. Взлетим и сядем." Такие уверенные слова и спокойный тон магически подействовали на экипаж, вселили уверенность в благополучном исходе полёта. Взлетели и пошли по коробочке, чтобы зайти на посадку. В 1971 году мы уже имели небольшой опыт эксплуатации самолета Ан-22 в воздухе, поэтому скорость по кругу и на посадке мне с командиром пришлось определять "на глаз" по положению рычагов РУД. В инструкции экипажу по действиям в особых случаях в полёте такой случай не был предусмотрен. Только благодаря большому лётному мастерству командира корабля майора Панова В.И. самолёт благополучно выполнил полёт по кругу и произвёл посадку с неработающими указателями скорости. Не зря говорили тогда сослуживцы, что Панов – лётчик от бога.

После посадки выяснили причину этого аварийного случая. При проведении предполетной подготовки самолета к полетам наземными специалистами по приборному оборудованию был рассоединен трубопровод динамического давления набегающего воздуха, который просто забыли соединить, т.е. все это произошло из-за халатного отношения наземных специалистов.

В 1973 году состоялся визит президента США Форда в СССР. 81-му втап была поставлена задача на перевозку из Москвы на аэродром Воздвиженка оборудования связи, используемого для обеспечения визита президента США. Экипаж майора Боровских Н.Ф. на самолёте Ан-22 СССР-09310 поставленную задачу выполнил, оборудование было доставлено по назначению. Настало время возвращаться на аэродром базирования. При взлёте с аэродрома Воздвиженка произошло разрушение пневматика средней стойки левой опоры шасси, которое было обнаружено мною после взлёта. Выполнение посадки стало проблематичным, т.к. тренировки экипажей по действиям в таких ситуациях не проводились, у экипажа не было достаточного опыта действий в такой обстановке. Командир корабля принял решение садиться на аэродроме вылета. Перед посадкой было выработано топливо до разрешённого посадочного веса, после чего выполнена посадка с полностью убранной средней стойкой левой опорой шасси. Благодаря грамотным и слаженным действиям экипажа самолёт удачно приземлился.

В сентябре 1973 года, днём экипаж самолета Ан-22 СССР-09310 в составе: командир корабля майор Панов В.И., помощник командира корабля Рыбкин В.Н., штурман Чигин В.Л., бортовой инженер-инструктор Журавель А.Я. выполнял перелёт по маршруту Раменское – Иваново (Северный). При подходе к аэродрому Иваново на эшелоне 5700 м самолёт по вине группы руководства полётов попал в грозовую облачность, стал неуправляемым и начал быстро терять высоту. Двигатели и рули работали исправно, экипаж прилагал все усилия, чтобы выйти из облаков, но самолёт оставался неуправляемым и продолжал падать. На высоте 4200 м самолёт с большим креном вывалился под облака. Экипаж сразу убрал крен, вывел самолёт в горизонтальный полёт и продолжил полёт по маршруту. После посадки на аэродроме Иваново были обнаружены сорванными обтекатель антенны, антенна радиолокатора И-4 и тросиковая антенна.

В марте 1974 года экипаж самолета Ан-22 СССР-09334 в составе командира корабля подполковника Чеботарёва А.Ф., помощника командира корабля Сипатова, штурмана Черецкого В.Г., бортового инженера-инструктора Журавель А.Я. выполнял спецзадание по обеспечению визита Л.И.Брежнева на дружественную Кубу. При перелёте по маршруту Куба – Канада – Исландия – Псков над океаном на высоте 6000 м, не долетая 300 км до береговой черты Исландии, внезапно произошло самовыключение третьго двигателя, лопасти винта вошли во флюгер. В сложившейся сложной обстановке экипаж не растерялся, действовал чётко и грамотно. На трёх работающих двигателях самолёт долетел до аэродрома Рейкьявик (Исландия), благополучно выполнил снижение, заход на посадку и посадку с одним неработающим двигателем.


Авиационный топ
Hosted by uCoz