09326 (0310)Эта машина прибыла в полк в 1987 году из сещенского 566 втап. После выполнения первого капитального ремонта самолёту пришлось довольно мало летать. Летом 1991 года после посадки в Айн-Сефра (Алжир) в экипаже майора Черепанова В.П. (помощник командира корабля Иванов А.И., штурман корабля Тимошин Н., бортовой инженер Шумилов В., старший бортовой техник по АО Гармидер И.В., старший бортовой техник по ДО Хромов А.М., старший воздушный радист Данилов В.) при подготовке к выключению двигателей радист ошибочно, вместо выключателей генераторов постоянного тока ГС-18М, выключил выключатели аккумуляторных батарей 20 НКБН-25. На выбеге винтов генераторы ГС-18М до падения напряжения в бортовой сети до 16 В ещё поддерживали напряжение, затем дифференциально-малые реле (ДМР) их отключили. Самолёт обесточился. Краны останова двигателей, подключённые в схеме с обратной полярностью, при отсутствии напряжения открылись и топливо самотёком стало поступать в горячие двигатели. Такая система подключения кранов останова сделана специально, чтобы не произошло останова двигателей при обесточивании самолёта в полёте. Борттехник по ДО Хромов А.М., вышедший из самолёта проконтролировать время выбега винтов, заметил чёрный дым из газоотводящих труб силовых установок. Пожар тушили самолётными средствами и средствами аэродрома. Все четыре двигателя были выведены из строя. Для восстановления самолёта экипаж подполковника Михайловского В.Е. на машине RA-08839 привёз четыре двигателя НК-12МА и группу усиления из бортовых инженеров и старших бортовых техников по АО в составе: Притужалова А.Е., Захаркина В.И., Бородина Е.П., Баранова А.С., Муллатагирова Р.З. В течение месяца самолёт был введён в строй. С 1 по 5 сентября 1992 года полк участвовал в выводе наших войск из республик Закавказья. При рулении на аэродроме Гудаута в сумерках, стараясь не задеть стоявший на стоянке дивизионный Ан-12, экипаж майора Георгиева Ю.Н. (бортовой инженер Притужалов А.Е., старший воздушный радист Данилов В.) не заметил с левой стороны столбы освещения стоянки централизованной заправки Су-25. Из-за отсутствия электроэнергии столбы были выключены. Руководил проруливанием в этом месте заместитель командира дивизии по ИАС майор Некраха, которого в этот момент на месте не оказалось. Самолёт остановился, повалив три железобетонных столба. После перелёта на базу была обнаружена трещина левого лонжерона отъёмной части крыла (ОЧК). Согласно приказу командующего ВТА майор Георгиев Ю.Н. был уволен из рядов Вооружённых Сил. Самолёт пытались восстановить, установив ОЧК со списанного самолёта № 08822, но из-за индивидуальной сборки машин первой серии отверстия крепления фитинговых соединений не совпадали с отверстиями на машинах третьей серии. Самолёт СССР-09326 простоял до мая 1999 года (7 лет!) и был разделан на металл. По боевому расчёту самолёт находился во 2 аэ. |