09339 (0409)В начале 70-х годов самолёт недолго находился в штате 81-го полка, затем его передали в 566 втап (п. Сеща Брянской обл.). В то время на нём по штату был экипаж майора Городилова Г.Я. (бортовой инженер Зарубин И.С., старший бортовой техник по АО Коробко Л.К., старший бортовой техник по ДО Ордынцев В.). Самолёт прибыл в полк в 1988 году из Твери. Самолёт был оборудован защитой от противозенитных ракетных комплексов (ПЗРК) - автоматами постановки помех АПП-50, представлявшими собой блоки шашек, при сгорании которых образовывались ложные тепловые цели (ЛТЦ). Автоматы устанавливались на обтекателях шасси. АПП-50 были установлены на семи самолётах дивизии. В то время самолёты 81 полка проходили капитальный ремонт на 308 АРЗ. Чтобы поддерживать процент боеготовности согласно приказа, командование "варьировало" самолётами между полками. Ни к чему хорошему это не приводило. На приёмку самолёта, наземного оборудования, документации, предварительной подготовки и ознакомительного полёта экипажу было выделено всего 3 дня. 13 марта 1988 года после ознакомительного полёта экипаж Логинова А.А. (помощник командира корабля Русинов В.М., бортовой инженер Панарин В.И., старший бортовой техник по АО Филатов В.Н., старший бортовой техник по ДО Завалин Л.Е.) перегнали самолёт в Иваново. 7 апреля 1988 года на плановых полётах в наборе эшелона 6300 м экипаж майора Лукьянова В.Н. (помощник командира корабля Бажура Г.П., бортовой инженер Панарин В.И., старший бортовой техник по АО Филатов В.Н., старший бортовой техник по ДО Завалин Л.Е.) на высоте 4000 м услышал глухой удар. Самолёт качнуло. Убедившись в нормальной работе силовых установок и систем самолёта, докладывать на землю ничего не стали. При заходе на посадку с рубежа при осмотре шасси старший бортовой техник по ДО обнаружил валявшийся на полу у левой входной двери вырванный люк лаза в левый обтекатель шасси. Доложить об этом бортовому инженеру успел только над дальним приводом. Командир корабля принял решение на посадку. После посадки было обнаружено разрушение пневматика задней левой основной стойки шасси, отсутствие створок шасси, разрушение заднего кронштейна крепления большой монтажной створки и на пробеге рваными кусками резины пневматика полностью разрушена нижняя часть шпангоута обтекателя шасси. Предположили, что причиной разрушения колеса стал глубокий порез. Самолёт был восстановлен в ТЭЧ полка. С 26 февраля по 5 марта 1988 года экипаж майора Кузина И.В. (помощник командира корабля Мухитдинов И., бортовой инженер Панарин В.И., старший бортовой техник по АО Филатов В.Н.) выполняли задание по перевозке самолётов вертикального взлёта Як-38 из Североморска-3 в Николаев на ТАКР "Киев". Перевозили за один рейс 2 Як-38 или 1 Як-38 "спарку" (спарка длиннее). КП ВТА подгонял экипаж. За сутки приходилось делать 2-3 рейса, из Североморска в Николаев время полёта составляло около пяти часов. За неделю экипаж налетал 46 часов. Буквально через год началась передача самолёта назад в Тверь. Но в этот раз тверскому экипажу было выделено времени больше недели. Тогда-то и всплыли все недостатки при приёмке самолёта за три дня. Тверской экипаж прекрасно знал все недостатки своего самолёта. В 1996 году самолёт опять принимали в Ивановский полк, но уже во 2 аэ. После приёмки самолёт мало летал. 21 января 1998 года самолёт перегнали в Тверь. Больше этот самолёт в воздух не поднимался. В 70-е годы бортовым инженером на этом самолёте был Зарубин И.С., в 90-е годы - Смолин С.В. |