09322 (0309)Дата первого полёта - 29.12.1971. Самолёт прибыл в полк осенью 1987 года из 566-го полка (п. Сеща Брянской области) с командиром корабля капитаном Свистуленко К.М., бортовым инженером капитаном Мищенко А., старшим бортовым техником по АО старшим лейтенантом Яровым В.А. В 1990 году полк участвовал в усилении группировок миротворческих сил в республиках Закавказья. Глубокой ночью, ожидая разрешения на вылет домой, экипаж командира 1 аэ подполковника Зайцева А.Ю. (бортовой инженер Малахов А.С., инструктор - бортовой инженер полка майор Притужалов А.Е., старший бортовой техник по АО Птицын Н.Е., старший бортовой техник по ДО Бобровский В.Л.) находился в кабине. После нескольких часов ожидания разрешение было получено. Пока старший бортовой техник по АО снимал заглушки с приёмников воздушного давления (ПВД), бортовой инженер полка решил подготовить рабочее место старшего борттехника по АО к запуску. Сняв заглушки и поднявшись в кабину, борттехник по АО не проконтролировал подготовку своего рабочего места. Через 2,5 часа полёта, когда началась выработка топлива из ІІІ-их очередей, произошло флюгирование 1 силовой установки (СУ). Перекрывной кран III очереди 1 двигателя был закрыт, красная лампочка сигнализации была "зашторена" для ночного полёта (согласно инструкции экипажу эти лампочки "зашторивать" запрещается). Бортовой инженер после выяснения причины останова двигателя предложил запустить его, но т.к. экипаж перевозил пассажиров, командир корабля решил продолжить полёт на трёх двигателях. Самолёт благополучно совершил посадку на своём аэродроме. В 1991 году на плановых полётах, выполняя упражнение посадки с одним отказавшим двигателем (командир корабля подполковник Зайцев А.Ю., инструктор - инспектор дивизии полковник Белов, бортинженер Малахов А.С., старший борттехник по АО Лосев Ю.А.), после выключения кнопкой КФЛ-37 1 СУ, бортовой инженер ошибочно закрыл "пожарный" кран 4 СУ. Зафлюгировалась и 4 СУ. Запускать 4 СУ не стали, произвели посадку на двух двигателях. После этого случая в методику выполнения упражнения были внесены изменения. Теперь все свои действия бортинженер говорил вслух и запрашивал разрешение командира корабля на закрытие "пожарного" крана, а командир корабля с помощником следили за руками бортинженера. В 1994 году экипаж заместителя командира 1 аэ подполковника Костяшова Н.М. (штурман - капитан Сунцов А.И., инструктор - старший штурман полка подполковник Джулай А.В., помощник командира корабля - майор Пермяков А.Б., бортовой инженер - капитан Филатов В.Н.) выполнял задание по выводу наших войск из Германии (г. Дамгартен). С 25 октября по 7 декабря 1995 года экипаж заместителя командира 1 аэ подполковника Костяшова Н.М. (бортовой инженер - капитан Филатов В.Н.) выполнял челночные рейсы Иваново - Смоленск, перевозя доковые стремянки для Ил-76. Одновременно в этих полётах проходила вывозная программа подготовки майора Борисенко В.В. в качестве командира отряда. С 17 по 30 января 1996 года экипаж подполковника Свистуленко К.М. (помощник командира корабля Бажура Г.П., бортовые инженеры Смирнов Е.В. и Филатов В.Н., старший бортовой техник по АО Новиков П., старший бортовой техник по ДО Новиков В.М. , старший воздушный радист Романов В.) принимал участие в доставке наших миротворческих сил из 98 гвардейской воздушно-десантной дивизии в Югославию (г. Тузла). Самолёт по боевому расчёту находился в 1 аэ. После реорганизации полка на двухэскадрильный штат в сентябре 1997 года был переведён во 2 аэ. С 1987 по 1997 год командиром корабля на этом самолёте был подполковник Свистуленко К.М. (прошедший службу в 81 полку от капитана до подполковника - командира отряда), бортовыми инженерами - Мищенко А., Смирнов Е.В., Захаркин В.И., старшими техниками корабля - Патронов И., Волков О. 21 января 1998 года с истёкшим календарным сроком (в декабре 1997 года) самолёт перегнали в Мигалово (Тверь). Больше эта машина в воздух не поднималась. На фотографии, опубликованной на сайте Airliners.net самолет RA-09322 был сфотографирован 26.08.2003 на базе хранения в Твери. Дальнейшая его судьба - утилизация. |