09315 (0302)

Ан-22 RA-09315 на аэродроме Гудаута

Эксплуатация самолёта началась 29 марта 1971 года. На протяжении двадцати лет самолёт по боевому расчёту был самолётом командира полка и находился в 1 авиационной эскадрилье.

22 февраля 1974 года при рулении в аэропорту Ташкента эта машина, разворачиваясь на 90°, съехала правыми опорами шасси на грунт и увязла. Вытащить самолёт не удалось. Тогда он был поднят оригинальным методом: поочерёдно каждую из увязших стоек убирали, затем под её колёса подкладывали бетонные плиты и выпускали. Таким способом Ан-22 освободили из "плена" без повреждений.

Самолёт много летал. Почти на каждой тревоге всегда поднимали в воздух 1-ю эскадрилью.

В одной из командировок при вывозной программе бортового инженера капитана Лосева Ю.А. с бортовым инженером-инструктором Барановым А.А. (командир корабля майор Гаязов Р.Р.) при запуске 1 силовой установки (СУ) возник пожар из-за внутреннего разрушения турбостартера ТС-12МА. Пожар удалось потушить самолётными средствами и наземными средствами аэропорта. Пришлось заменить турбостартер. В последствии об этом случае напоминал лишь "гофрированный" левый капот 1 СУ.

В одной из командировок, при посадке в Актюбинске, командир корабля майор Матюхов А.М. (бортовой инженер капитан Лосев Ю.А.), пытаясь погасить скорость и убрать крен на выравнивании, превысил угол тангажа и задел законцовкой правого киля ("шайбы") за ВПП. После перелёта на базу, законцовка была отремонтирована в ТЭЧ полка.

В 1993-1994 годах экипажи подполковника Костяшова Н.А., майоров Гаязова Р.Р., Волоконцева А.А. на этом самолёте участвовали в полётах при выводе наших войск из Германии.

Летом 1995 года сверхмарафонец, бывший старший техник по управлению 2 аэ 81 втап капитан Дымбрил Жамсаранов в возрасте 52-х лет покорил стокилометровую дистанцию, пробежав более 500 кругов по грузовой кабине Ан-22 № 09315. Это достижение было занесено в Книгу рекордов Гинеса.

С 9 по 18 июня 1996 года экипаж майора Романцова В.Ф. (помощник командира корабля капитан Купцов С.И., штурман корабля майор Миронов А.В., бортовой инженер капитан Филатов В.Н., старший бортовой техник по АО капитан Ялалов Ф.Р., старший бортовой техник по ДО прапорщик Арюпин Л.П., старший воздушный радист прапорщик Кузнецов М., лётчик-инспектор дивизии полковник Пономарёв А.Г., старший штурман полка подполковник Гагаров С.Ф.) выполнял специальное задание по доставке вертолёта Ми-8 и груза в Дамаск (Сирия).

С 1 по 11 ноября 1996 года экипаж майора Семёнова Г.В. (помощник командира корабля майор Русинов В.М., штурман корабля майор Лачугин В.Ф., бортовой инженер капитан Филатов В.Н., старший бортовой техник по АО капитан Безуглый П., старший бортовой техник по ДО прапорщик Арюпин Л.П., старший воздушный радист прапорщик Романов А.) выполнял задание по замене роты связи на аэродроме Гудаута (Абхазия).

С 5 по 10 февраля 1997 года экипаж майора Волоконцева А.А. (инструктор - командир 1 аэ подполковник Борисенко В.В., помощник командира корабля майор Лепский Ю.П., штурман корабля капитан Сунцов А.И., бортовой инженер корабля капитан Филатов В.Н., старший бортовой техник по АО капитан Муллатагиров Р.З., старший бортовой техник по ДО прапорщик Арюпин Л.П., старший воздушный радист прапорщик Семёнов А.Г.) выполнял задание по доставке продовольствия с аэродрома Чкаловский на аэродром Рогачёво (Новая Земля). В этом полёте экипаж попал в сложное положение. После пролёта "точки возврата", через 1 час 50 минут полёта, экипажу сообщили о закрытии всех запасных аэродромов, в том числе и аэродрома вылета. На аэродроме посадки погода тоже начинала портиться. Вернуться назад по остатку топлива экипаж не имел возможности. Настояв на посадке в Рогачёво, экипаж продолжил полёт. Перед посадкой майор Волоконцев, имея опыт посадки на короткие и заснеженные полосы, внёс предложение о проходе торца ВПП на высоте около 3-5 метров, что противоречило НПП (наставление по производству полётов для Ан-22 требует проходить торец полосы на высоте 10-12 метров). Молодой командир эскадрильи не согласился с командиром корабля. Настояв на своём, майор Волоконцев взял ответственность на себя. На пробеге по заснеженной полосе самолёт остановился за 100 метров до конца ВПП, почищенной "ротором" и имеющей в конце бруствер из спрессованного снега высотой около 1 метра. Если бы экипаж выполнил наставление НПП, то на пробеге самолёту просто не хватило бы полосы. Носовую стойку спрессованный снег срезал бы как ножом.

С 4 по 6 марта 1997 года экипаж майора Борисова И.В. (инструктор - командир 1 аэ подполковник Борисенко В.В., помощник командира корабля майор Поляков С.Н., штурман корабля майор Лебедь И.П., бортовой инженер капитан Филатов В.Н., старший бортовой техник по АО капитан Муллатагиров Р.З., старший бортовой техник по ДО капитан Бурковский Г.) выполняли задание по перевозке инженерного батальона на аэродром Таганрог. Это была последняя командировка этого самолёта. По возвращении на базу, отлетав на плановых полётах 12 марта 1997 года, больше в воздух этот самолёт не поднимался.

29 марта 1997 года у машины RA-09315 закончился календарный срок эксплуатации. О продлении ресурса вопрос остался открытым. После перехода полка на двухэскадрильный штат самолёт был переведён с 1 аэ в новую 1 аэ (бывшую 3 аэ). Простояв на земле до сентября 1999 года самолёт Ан-22 № RA-09315 был разделан на металл.

После расформирования полка больше всех не повезло наземному инженерно-техническому составу в возрасте до 35 лет. Лишь некоторым нашлись места для службы. В частности, из наземного экипажа самолёта № 09315, технику по планеру и шасси прапорщику Курочкину В.И. (на фотографии стоит второй слева) в возрасте 29 лет пришлось уйти из армии. Старшему технику по силовым установкам капитану Шерстюку В.Л. (на фотографии стоит первый слева) пришлось уволиться, потом с трудом восстановиться в другом роду войск, а когда и ту часть расформировали, удалось найти (в звании майора!) должность техника по планёру и шасси (по штатному расписанию соответствует должности прапорщика) в 144 полку ДРЛО на самолётах А-50.

Долгое время бортовыми инженерами на этом самолёте были Жабин В.Я., Рябов А.А., Смирнов Е.В., Лосев Ю.А., Филатов В.Н., старшими техниками корабля - капитаны Гусаров А.С., Новосельцев В., Яркин В.А. До сентября 1997 года самолёт по штату постоянно находился в 1 аэ.


Авиационный топ
Hosted by uCoz