09302 (0202)Эта машина прибыла в полк в 1970 году. С первых дней на этом самолёте приступили к выполнению правительственных заданий. В частности, этот самолет участвовал в оказании помощи народу Перу в ликвидации последствий землетрясения в 1970 году, перевозил гуманитарную помощь, грузы и советских врачей. Большое число рейсов на этом самолёте было сделано по выводу наших войск из Германии, полётах в Анголу и Афганистан. На одной из лётных смен после выпуска шасси на траверзе аэродрома Иваново (Северный) командир корабля майор Верясов П.И. увидел, что манометр давления в тормозах левой передней основной стойки показывает остаточное давление, т.е. колесо заторможено. До посадки времени оставалось не много, старший бортовой техник по АО капитан Ильин В.А. через иллюминатор осмотра замков шасси провернул внутреннее колесо, а чтобы добраться до внешнего колеса, пришлось открывать лаз в левый обтекатель шасси со стороны левой входной двери. Убедившись, что колесо расторможено, экипаж благополучно произвёл посадку. Причиной оказалось то, что соединительная колодка, на которой "сидели" провода от датчика, была повреждена при замене гидроаккумулятора левой основной гидросистемы представителями 308 АРЗ: кто-то на неё наступил. Уникальный случай устранения неисправности экипажем произошёл 29 апреля 1992 года на аэродроме Насосная. Экипаж в составе: командир корабля майор Верясов П.И., помощник командира корабля капитан Табаков К.М., штурман корабля майор Гагаров С.Ф., бортовой инженер капитан Новосад А.Г., старший бортовой техник по АО капитан Ильин В.А., старший бортовой техник по ДО прапорщик Арсентьев В.Н., старший воздушный радист прапорщик Прошек В.Б. доставили из Тифора (Сирия) в Насосную (Баку) истребитель МиГ-25 на ремонт. Выгрузив МиГ-25, экипаж собрался лететь домой, но 3-я СУ не запустилась, винты даже не сдвинулись с места, не было раскрутки турбостартера ТС-12МА. "Прозвонка" электрических цепей запуска показала их полную исправность. Дальнейший поиск неисправности привёл к электродвигателю СТ-12П раскрутки турбостартера, который и оказался неисправным. Впереди были майские праздники, запасной СТ-12П привезли бы не скоро, а домой лететь надо. Тогда экипаж нашёл единственный выход: снять СТ-12П с уже запущенного двигателя (СТ-12П работает только первые 10-12 с после нажатия на кнопку "Запуск") и поставить его на 3-ю СУ. Запустили 4-ю СУ, подкатили стремянку "Гусь", открыли левый капот работающей 4 СУ, старший бортовой техник по АО капитан Ильин В.А. начал снимать СТ-12П, а бортовой инженер капитан Новосад А.Г. прикрывал его от воздушного потока вращающихся винтов. По рукам хлестал горячий воздух из клапанов перепуска воздуха компрессора двигателя. Установка СТ-12П на 3-ю СУ была более приятной. Заменив электродвигатель, благополучно запустили 3-ю СУ и оставшиеся двигатели, экипаж благополучно вернулся на базу. Подобные случаи устранения неисправностей большая редкость. Долгое время командиром корабля на нём был майор Верясов П.И., бортовым инженером капитан Новосад А.Г., старшим бортовым техником по АО - капитан Ильин В.А., старшим бортовым техником по ДО прапорщик Хромов А.М. Самолёт RA-09302 был списан и разрезан в августе 1999 года после простоя более пяти лет. Самолёт постоянно числился во 2 АЭ. На самолётах первой серии, 08839 (0201) и 09302 (0202), в правом обтекателе шасси в отсеке вспомогательной силовой установки (ВСУ) ТА-4ФЕ, не были предусмотрены электрически открывающиеся жалюзи для подачи воздуха к турбоагрегату, как на других машинах. При заправке маслом турбоагрегата на земле их обычно открывали, т.к. в отсеке было темно. Практически все молодые старшие бортовые техники по АО по "просьбе" бортового инженера открыть жалюзи долго искали на щитке запуска ТА-4ФЕ этот переключатель. Это была шутка наподобие той, когда молодых специалистов посылали за "компрессией". |