09308 (0301)

Посадка Ан-22 СССР-09308

Начало эксплуатации самолёта началось 31 декабря 1970 года. На Ташкентском заводе эту машину принимал бортовой инженер Филатов Н.И. По прибытии в полк самолёт был закреплён за экипажем командира 2 аэ подполковника Поддувалова Ю.А.

Весной и осенью 1972 года экипаж подполковника Поддувалова Ю.А. (бортовой инженер Филатов Н.И., старший бортовой техник по АО Кузенков Ю.И., старший бортовой техник по ДО Мамаев А.) и ещё 8 машин полка, доставляли военную технику и имущество в ОАР.

Летом 1973 года экипаж подполковника Поддувалова Ю.А. (бортовой инженер Филатов Н.И., старший бортовой техник по АО Кузенков Ю.И., старший бортовой техник по ДО Мамаев А.) выполнял задание по показу авиационной техники министрам обороны стран Варшавского договора на полигоне ВВС во Владимировке. На высоте 90 метров самолёт столкнулся с орлом. Птица попала в правый обтекатель шасси в районе отсека генератора нейтрального газа. В тот же день силами экипажа самолёт был восстановлен.

В 1978 году экипаж под командованием майора Павлова В.В. (бортовой инженер Апухтин Ю.Н., старший бортовой техник по АО Ходачук В.П., старший бортовой техник по ДО Меделев А.В.), перевезли в Союз из Вьетнама израильский танк, который во Вьетнам морским путём доставили из Египта. Никто из сопровождавших водить танк не умел. Чтобы ускорить погрузку, Меделев А.В. сел в танк, смог запустить двигатель и своим ходом загнал его в самолёт. Эта инициатива чуть дорого не обошлась ему. По прилёту на базу Меделевым А.В. занялся Особый отдел. Долго пытались выяснить, где он научился водить израильский танк. К счастью всё обошлось благополучно.

Интересный случай произошёл 5 октября 1987 года. На плановых ночных полётах самолёт был запланирован ведущим группы "поток пар" (командир корабля - начальник штаба полка подполковник Рвачёв Г.В.). Бортовой инженер корабля капитан Елков Л.Е. и старший бортовой техник по АО Филатов В.Н. получили задачу от инженера эскадрильи майора Томских В.П. после полётов закатить самолёт на стоянку ТЭЧ для выполнения очередных регламентных работ. Ночью, подрулив в конец 1 рулёжной дорожки (1 РД), экипаж не увидел ни тягача, ни встречающих. Командир корабля принял решение зарулить своим ходом. Дежурный по стоянке ТЭЧ метался в свете фар самолёта, не зная, что ему предпринять. После выключения двигателей борттехники удивились мастерству командира корабля. Зазор между консолями крыльев и доковыми стремянками был меньше одного метра.

В конце декабря 1990 года экипаж подполковника Логинова А.А. (бортовой инженер Баранов А.А., старший бортовой техник по АО Коробко Л.К., старший бортовой техник по ДО Емельянов В.К.) выполняли задание по перевозке самосвалов "Катерпиллер" из Владивостока (Кневичи) в Полярный (Якутия). При выгрузке груза в Полярном, возник пожар в районе левого центрального распределительного устройства (ЦРУ) (35-36 шпангоуты) над входной дверью из-за короткого замыкания в электрическом жгуте. Пожар был потушен силами экипажа. Жгут восстановлен при температуре наружного воздуха –40-45°.

На этом самолёте в январе-феврале 1993 года начинал вывозную программу подготовки на бортового инженера корабля Филатов В.Н. с бортовым инженером-инструктором Захаркиным В.И. Экипажем под командованием подполковника Свистуленко К.М. было выполнено несколько рейсов по маршруту Чкаловская-Мары по доставке в Мары двигателей к истребителям.

В период вывода наших войск из Германии на самолёте № 09308 работал экипаж майора Романцова В.Ф. (бортовой инженер майор Рябов А.А., старший бортовой техник по АО капитан Никитин П.А., старший бортовой техник по ДО капитан Лебедев А.Н.).

С 17 по 30 января 1996 года экипаж майора Романцова В.Ф. (помощник командира корабля Пермяков А.Б., бортовые инженеры Поленок Ю.П. и Лосев Ю.А., старший воздушный радист Семёнов А.Г.) принимал участие в доставке наших миротворческих сил из 98 гвардейской воздушно-десантной дивизии в Югославию (г. Тузла).

На протяжении своей службы самолёт долгое время был закреплён за экипажем командира эскадрильи: в "старой" 2 АЭ – подполковника Поддувалова Ю.А. (бортовой инженер - Филатов Н.И., старший бортовой техник по АО - Кузенков Ю.И., старший бортовой техник по ДО - Мамаев А.), в 1 АЭ - подполковника Гаврилова В.П. (штурман - Спрыгин Ю.М., бортовой инженер - Апухтин Ю.Н., старший бортовой техник по АО - Ходачук В.П., старший бортовой техник по ДО - Меделев А.В., старший воздушный радист - начальник связи эскадрильи Крохин А.В.). Когда ресурс по календарному сроку подходил к концу, самолёт был переведен в 3 АЭ. За ним закрепили экипаж майора Данилова И.Ю. (бортовой инженер - Косарчук А.А.).

Долгое время бортовыми инженерами на этой машине были Филатов Н.И., Апухтин Ю.Н., Баранов А.А., Рябов А.А., Лосев Ю.А., Косарчук А.А.; старшими техниками корабля - капитаны Буйневич В.П., Трофимов П.В.

В настоящее время Апухтин Ю.Н. работает заместителем начальника станции лётных испытаний по инженерно-авиационной службе 308 АРЗ, Гаврилов В.П. - начальником станции лётных испытаний 308 АРЗ, Томских В.П. - начальником производства 308 АРЗ.

Простояв на стоянке с декабря 1997 года, в ноябре 1999 года Ан-22 RA-09308 был разделан на металл.


Авиационный топ
Hosted by uCoz