09303 (0207)

Ан-22 СССР-09303 в Кейфлавике

Это была первая потеря полка. Летом 1970 года полк выполял задание по оказанию помощи населению Перу, пострадавшему от землетрясения. 17 июля по маршруту Иваново - Чкаловский - Кейфлавик (Исландия) - Лима (Перу) вылетели экипажи полковника Моргиса Н.С. (с инструктором полковником Ялиным В.Ф., осуществлявшим общее руководство) и майора Проценко М.П., 18 июля - экипаж майора Агеева Е.А. (с инструктором майором Бояринцевым А.Я.) и 19 июля - экипажи подполковников Скока Н.С. и Хорошко Л.Н. Чтобы подготовить больше экипажей для полётов по международным воздушным линиям и в связи с продолжительностью перелёта (протяжённость трассы только в одну сторону составляла более 17000 км), полёты проводились двойными экипажами. В этом полёте заместитель командира 2 аэ майор Бояринцев А.Я. давал допуск для полётов по международным воздушным линиям командиру отряда майору Агееву Е.А., бортовой инженер корабля капитан Захаров Ю.К. и старший бортовой техник по авиационному оборудованию Хохлов Ю.Г. тоже взяли с собой стажёров. Ничего не предвещало беды.

18 июля 1970 года самолет Ан-22 СССР-09303 (заводской № 00340207), пилотируемый экипажем заместителя командира 2 АЭ майора Бояринцева А.Я., с грузом продовольствия, медикаментов и 26 пассажирами в 17 ч. 30 мин. по московскому времени пропал над Атлантическим океаном - через 47 минут после взлета из аэропорта Кефлавик (Исландия). Радиограмм, свидетельствующих о каких-либо отказах, от экипажа не поступало. В очередной сеанс связи экипаж самолёта № 09303 на связь не вышел. В сообщении ТАСС говорилось: "18 июля с.г. около 14.45 по Гринвичу в районе Северной Атлантики была потеряна связь с советским самолётом Ан-22 "Антей", бортовой № 09303, вылетевшим с аэродрома Кефлавик (Исландия) в Перу. Ни на один из аэродромов трассы указанный самолёт не прибыл. В результате проводимых поисков советскими самолётами и кораблями установлено, что Ан-22 потерпел катастрофу. Находившиеся на нем члены экипажа и сотрудники госпиталя в количестве 22 человек погибли". Позднее один из перуанских военных лётчиков, работавших с советской миссией, рассказывал: "Вслед за землетрясением произошла другая трагедия, которая коснулась не только наших сограждан, но и тех великодушных и готовых к самопожертвованию людей, которые с далёких широт протянули нам руку помощи. Она произошла в то самое время, когда мы уже готовились к приему Ан-22. Однако, в предусмотренное планом полёта время в небе над Перу самолёт не появился. Были приведены в действие системы поиска, но безуспешно. Шли часы, чувство тревоги нарастало, но Ан-22 не появлялся. Он так и не прилетел. Он был в полёте без возврата, конечным пунктом которого было небо для избранных. Но в сознании перуанцев навечно осталась бесконечная признательность этим отважным людям".

Памятник погибшим в Лиме

Для поиска этого "Антея" в Исландии был создан координационно-спасательный центр. В течение июля-августа самолёты НАТО и прибывший из Советского Союза Ан-12 производили осмотр зоны возможного района катастрофы. Были найдены фрагменты крышки люка контейнера спасательного плота ПСН-6А и обрывки упаковок медоборудования. По заключению специалистов, причиной гибели самолёта мог стать взрыв на борту. Был высказан ряд других предложений, в том числе и о пожаре на борту, но найденные обломки позволили отказаться от этой версии. При проведении расследования никаких замечаний и недостатков при подготовке самолёта в полку выявлено не было. Так и не узнав правду, предположили, что самолёт погиб от столкновения с аэростатом.

Позже в память о погибших были установлен монумент в Москве на Новодевичьем кладбище. В Лиме силами наших врачей и перуанцев был создан памятник из гранитных глыб. В 30-ю годовщину землетрясения в перуанских газетах появилась статья И.К.Комарова с воспоминаниями о делах отряда советских врачей. Это вызвало большой резонанс. Состоялось заседание правительства, где было решено наградить 19 человек орденом "Командора" - это одна из высших наград Перу. "Надо было лететь за наградами, только вот денег на самолёт ни у кого из нас не было, - говорит Комаров. - А посол настаивал на полёте, иначе скандал. И подсказал выход: лететь вместе с министром по чрезвычайным ситуациям Шойгу С.К., который как раз направлялся в Перу для подписания соглашения. Всех взять он не мог, захватил 6 человек. Церемония награждения была торжественной, но самое большое впечатление на меня произвела поездка в Уарас. Памятник погибшим на "Антее", который мы воздвигли 30 лет назад, стоит и к нему приносят цветы. А власти города обещали разбить в этом месте русскую площадь и взять памятник на вечное сохранение".

В авиационной катастрофе погибли:

Зам. командира 2 аэ военный лётчик 1 класса майор Бояринцев Александр Яковлевич
Командир отряда военный лётчик 1 класса майор Агеев Евгений Александрович
Штурман полка по десантированию военный штурман 1 класса майор Муратов Владимир Алексеевич
Штурман отряда военный штурман 1 класса ст. лейтенант Чемизов Геннадий Егорович
Бортовой инженер корабля-инструктор капитан Захаров Юрий Константинович
Ст.бортой техник по авиациному оборудованию-инструктор ст. лейтенант Хохлов Юрий Григорьевич
Ст. бортовой техник по десантному оборудованию мл. лейтенант Елькин Валерий Михайлович
Ст. инженер по десантному оборудованию майор Андрианов Владимир Андреевич
Нач. группы регламентных работ авиадвигателей и турбоагрегатов капитан Бабаков Геннадий Борисович
Зам. командира АЭ по инженерной авиационной службе майор Булгаков Григорий Петрович
Ст. бортовой техник корабля ст. лейтенант Саночкин Фредерик Семенович
Нач. группы регламентных работ приборного оборудования и электронной автоматики капитан Саутин Евгений Тимофеевич
Ст. техник регламентных работ приборного оборудования и электронной автоматики ст. лейтенант Сиваков Юрий Гаврилович
Ст. техник по радиотехническому оборудованию ст. лейтенант Изосимов Виктор Григорьевич
Ст.воздушный радист ст. сержант сверхсрочной службы Вакаев Игорь Максимович
Переводчик нет данных
Личный состав госпиталя подполковник медицинской службы Легков Алексей Никифорович
ст. лейтенант Шевелюга Пётр Григорьевич
старшина Хилько Пётр Андреевич
рядовой Сатюгин Василий Степанович
рядовой Могульцев Александр Алексеевич
рядовой Бондарев Анатолий Сергеевич

1970 год был самый тяжёлый год в истории полка. В этом году произошли сразу три катастрофы: 18 июля - экипаж майора Бояринцева, 28 октября - экипаж капитана Наумова Н. на самолете Ан-12 (учебная эскадрилья 25-х офицерских курсов) при заходе на посадку на аэродром Иваново (Северный) и 19 декабря - экипаж подполковника Скока Н.С. при заходе на посадку на аэродром Панагарх (Индия). Некоторые офицеры стали переводиться в другие части, а несколько воздушных радистов уволились.


Авиационный топ
Hosted by uCoz