ГОРОДИЛОВ Геннадий Яковлевич
Командир отряда, военный лётчик 1 класса, майор.

Полёт в Вашингтон по обеспечению визита Л.И.Брежнева в Америку

22 июня 1973 года выполнял задание по обеспечению визита Л.И.Брежнева в Вашингтон двумя экипажами: командира полка полковника Моргиса Н.С. и моим (СССР-09339, штурман Сошников Б.Ф., помощник командира корабля Жданов В.К., бортинженер Зарубин И.С., борттехник по АО Коробко Л.К., борттехник по ДО Обвинцев, бортрадист Яковлев). Загрузившись спецаппаратурой в Чкаловской, ночью 23 июня взлетел и взял курс на аэродром Кефлавик (Исландия). Первым летел командир полка полковник Моргис Н.С., за ним я с 30-минутным интервалом. При подходе к аэродрому Кефлавик, командир ввиду плохой погоды выполнил два захода, но не смог произвести посадку. Приказал мне запросить запасной аэродром. Переводчик доложил мне, что нас принимает Осло (Норвегия). Я передал командиру полка об этом и взял курс на Осло. Погода там была хорошая, и мы успешно произвели посадку.

После посадки доложил полковнику Моргису, что погода отличная и посадку можно выполнять с хода. Особенностью аэродрома являлось то, что привода стояли на воде на плотах, перед ВПП и за ней - море.

После дозаправки в 13 часов вылетели на аэродром Гандер (Канада). Посадку в Гандере произвёл в сложных метеоусловиях при минимуме погоды с использованием системы ИЛС. В Гандере мне подсадили лоцмана и ночью мы вылетели в Вашингтон. Посадку производил в аэропорту Эндрюс. Разгружать самолёт нам помогали американцы. Контакт с ними был быстро налажен с помощью практически одного слова о'кей и жестом руки с вытянутым большим пальцем. В это время проруливали и заруливали на стоянку военные самолёты - "Фантомы". Лётчики, открыв фонарь, приветствовали нас, махали нам руками. Водитель, американец, подъезжая к нам, предлагал "Коко-колу", воду и мороженное. Я заметил у него орденские планки на куртке. Я попросил переводчика спросить за что награды. Он ответил, что за участие в боевых действиях во Вьетнаме. Я подумал, может это мой бывший противник, когда я находился во Вьетнаме.

В Вашингтоне мы отдыхали в гостинице Хилтон. В свободное время спокойно ходили по городу, побывали у Карандаша, колокола Свободы, Капитолия и Белого дома. На одном из обедов за наш стол подсели три американца, один из них хорошо говорил по-русски. Их интересовало как мы живём в Советском союзе. Я ответил:

- Отлично!

- Но у вас же на каждого составляется досье?

- Ну и что, оно нам не мешает работать и жить.

- У вас нет свободы.

- О какой свободе вы ведёте речь, вот перед вами экипаж, летаем мы по всему миру и к вам прилетели. Я лично увлекаюсь охотой, рыбалкой и многие мои товарищи свободно проводят время на природе. Я женат, у меня два сына. У нас доступное бесплатное здравоохранение и образование. Я свободен и никто меня не ущемляет в правах.

Остальные члены экипажа меня поддержали. И тут на обед вошли наши бортпроводницы. Они прекрасно одеты, на них синие пиджаки, юбки, белые кофточки, галстуки, а на голове синие пилотки. Все они одинаковые по росту, молодые и очень красивые. Я меняю тему разговора.

- Посмотрите на наших русских девушек, какие они красавицы.

Американцы согласились и признались, когда у них выступал русский ансамбль "Берёзка", он покорил всю Америку. Я предложил пообедать и спросил, что наливать: русскую водку или виски? Они все дружно показали на нашу водку с золотыми колосьями пшеницы на этикетке. Я поднялся и произнёс тост за дружбу советского и американского народа.

Присутствовали мы и при отлёте Генерального секретаря ЦК КПСС Л.И.Брежнева из Вашингтона. Аэропорт был украшен флагами и транспарантами, стоял почётный караул, играл оркестр. Подъехали на машине Л.И.Брежнев и Никсон. Поднявшись на трибуну, они выступили с прощальной речью. Закончив прощанье, Л.И.Брежнев подъехал на машине к самолёту Ил-62. Поднимаясь по трапу, помахивая рукой.

7 июня приступили к погрузке самолёта. Н.С.Моргис поставил нашему экипажу задачу особой важности: загрузить автомашину "Линкольн" - это подарок Л.И.Брежневу от президента США. Руководить погрузкой приказано было лично мне. Измерив, параметры машины, пришёл к выводу, что при въезде передними колёсами на рампу, задняя часть машины заденет за бетон. Необходимо подложить под задние колёса деревянные бруски или доски. Поняв, что требуется, они привезли несколько брусков и машину благополучно загнали в самолёт.

28 июня Н.С.Моргис и я вылетели из Вашингтона и взяли курс на Гандер. После посадки в Гандере лоцман попросил меня сфотографироваться вместе с экипажем. Мы перед самолётом сфотографировались и на прощанье лоцман подарил мне журнал и ручку с автографом Никсона. Я подарил, что у меня было - несколько наших монет и коробок спичек, на котором была изображена Москва. После дозаправки вылетели в Кефлавик.

После посадки поехали отдыхать в Рейкьявик - столицу Исландии. Нас разместили в центре города в гостинице "Борг". На следующий день, 29 июня мы вылетели в Москву, посадку произвели на аэродроме Чкаловское.

К нам прибыли представители администрации Л.И.Брежнева, представили нам документы на получение машины и хотели выехать на машине. Я их предупредил, что нужно подложить к рампе доски иначе машина кузовом заденет за грунт. Когда они уехали, прибыла рота солдат и руками вынесли машину "Линкольн" из самолёта. В присутствии экипажа я вручил ключи от машины старшему администрации Л.И.Брежнева. В этот же день мы вылетели на свой постоянный аэродром базирования Иваново.

За овцебыками в Канаду

В августе 1974 года мы получили задание на полёт за овцебыками в Канаду, аэродром Ванкувер. Задание выполнялось двумя экипажами на одном самолёте: моим и Дьяконова В.В. Необходимо было подобрать аэродром для посадки самолёта Ан-22, с целью подвоза овцебыков ближе к месту их выпуска и дальнейшего обитания. Для этого меня на самолёте Ан-22 перевезли на аэродром Хатанга, затем Норильск с целью определения и возможности посадки Ан-22 на этих аэродромах. Администрация аэропорта Норильск заявила, что самолёт Ан-22 не примет, хотя по моим данным он подходит для выполнения задания.

После возвращения в Иваново я доложил свои соображения командиру полка, и мы принялись за подготовку к выполнения задания. Задание выполнял в составе штатного экипажа: командир отряда Городилов Г.Я., штурман отряда Сошников Б.Ф., помощник командира корабля Гаев А.К., бортинженер Зарубин И.С., борттехник по АО Коробко Л., борттехник по ДО Обвинцев, бортрадист Яковлев. Перед вылетом нас предупредили, что овцебыки это подарок нашему правительству и лично Л.И.Брежневу от президента Канады. 1 сентября мы вылетели в Кефлавик. После дозаправки и оформления вылета вылетели в Монреаль. В Монреале представители посольства СССР дали команду не лететь в Ванкувер, а ждать в Монреале. Завтра овцебыков привезут на "Геркулесе" с островов. На следующий день привезли 15 овцебыков в клетках. При загрузке в наш самолёт одну клетку опрокинул струёй прируливающий самолёт и один овцебык убежал. Во время загрузки процесс снимался по телевидению.

Я выяснил у экипажа "Геркулеса" условия и высоту полёта, поинтересовался, где были отловлены овцебыки. Мне объяснили, что они были отловлены на острове Банкс, Канадского архипелага и привезены в Ванкувер на вертолётах. С нами были отправлены два научных работника, занимавшихся разведением овцебыков. Ввиду плохой погоды в Исландии вылет был перенесён на следующий день. 4 сентября мы вылетели в Исландию на аэродром Кефлавик. Полёт выполнялся на высоте 5200 метров, в грузовой кабине поддерживалась минусовая температура для создания наиболее комфортабельных условий для животных.

Через 8 часов мы произвели посадку в Кефлавике, перед посадкой мы заказали кондиционеры для поддержания в грузовой кабине отрицательной температуры. Исландия имеет самую северную столицу мира - Рейкьявик, но даже зимой средняя температура колеблется в районе -1°С. Однако не только этим удивительна природа Исландии. Вся страна находится на живой коре земли, из-под которой уже много веков бьют гейзеры и на которой то и дело образуются новые кратеры вулканов. Несмотря на крайне суровые условия жизни, Исландия - полноправная европейская страна, а её жители, потомки викингов, славятся гостеприимством и отзывчивостью. И единственное неподвластное существо в Исландии - природа, которая проявляет со всей выразительностью, демонстрируя живые вулканы, голубые ледники, горячие подземные источники, заснеженные вершины гор, поля застывшей лавы, неописуемой красоты водопады и чарующие северные сияния. Погода в Исландии круглый год примерно как в октябре-ноябре в центральной России. Летом температура едва ли превышает +10°С. Зато и зимой морозы почти не случаются. Постоянная температура поддерживается благодаря Гольфстриму, а также из-за собственного тепла, исходящего от вулканов и гейзеров. Важно также отметить, что удалённость и уединённость Исландии ничуть не мешает ей быть одной из самых развитых стран мира, а её нации - одной из самых образованных.

После дозаправки мы вылетели в Шереметьево. При подходе к Московской воздушной зоне заказали кондиционеры, но после посадки оказалось, что кондиционеров у нас нет. Температура в кабине начала повышается, быки стали чувствовать себя плохо, стали тяжело дышать. Кто-то подсказал, что можно использовать наши МП-300, которые использовались для подогрева двигателей перед запуском, для этого нужно переключить, чтобы они гнали холодный воздух. Но и МП-300 оказались законсервированы. Пришлось дать указание срочно заправить самолёт и взлететь на Норильск. Немедленно было дано разрешение на вылет и мы без отдыха вылетели в Норильск.

К нашему прилёту были подготовлены вертолёты. Мы перегрузили овцебыков в вертолёты, которые перевезли их на полуостров Таймыр. Район их обитания расположен к востоку от озера Таймыр в его котловине протекает небольшая река Бикада, которая впадает в озеро. Перелёт овцебыки перенесли благополучно. Они были переселены на одну и ту же широту, в аналогическую зону арктической тундры очень сходные с их бывшей средой обитания. Из печати и телевидения в программе "В мире животных" узнали, что они успешно размножаются и осваивают нашу тундру. Поблизости организована биостанция, с которой ведётся наблюдение за обитанием и размножением овцебыков.

6 сентября вернулись в Иваново и я доложил командиру полка полковнику Моргису Н.С. о выполнении задания, а также вручил ему мраморную статуэтку овцебыка от президента Канады Трюдо.


Авиационный топ
Hosted by uCoz